30 января 2020

Почему в самолётах нельзя курить (и когда можно было)

aviasales
aviasales
Поделиться
Поделиться

Первый в мире самолёт взлетел в 1903 году — с тех пор многое изменилось: самолёты перестали делать из дерева, пассажиров избавили от очков и шлемов, на борту появились напитки и места для курящих… а потом курить запретили. Последний рейс, на котором можно было курить, был рейсом «Аэрофлота» из Москвы в Шанхай в 2002 году. Рассказываем, с чего всё началось и почему закончилось.

Раньше можно было?

Да, абсолютно на всех рейсах. Задолго до того, как в мире появились антитабачные кампании и стикеры на пачках с последствиями курения, сигареты и табак были элементом статуса и роскоши. Курили все и везде, но в редких случаях пассажирам запрещали поджигать что-либо на борту, (когда в багаже был огнеопасный или легковоспламеняющийся груз). Правила перевозок 20 лет назад тоже были куда мягче.

А почему запретили?

Первое, что приходит в голову — риск пожара на борту. Вы удивитесь, но это не основная причина — до введения запрета за всю историю гражданской авиации не было ни одного происшествия или ЧП, связанного с курением.

Вторая и более веская причина — жалобы некурящих пассажиров, особенно с детьми. Как правило, места для курения находились в носовой части, откуда вентиляция перегоняла дымный воздух в хвост (так все было устроено).

Дети плюс табачный дым — не самая лучшая комбинация, с этого и началась борьба с курением на борту: уже в 1986 запретили курить на всех рейсах длительностью менее трёх часов. Через пару лет курение разрешалось только после посадки судна — сидите, тянете свою сигаретку и ждёте, пока все выйдут из салона. В 2001 году рейсы для курящих ещё существовали, условия было простое: если лететь дольше 10 часов — покурите, так и быть.

Третья причина — экономия топлива. Как это связано? Просто: салон любого самолёта — это герметичная банка, которую постоянно нужно проветривать, иначе все пассажиры и экипаж попросту задохнуться. Чем больше курильщиков на борту — тем сильнее работала вентиляция — тем больше горючего нужно на питание системы кондиционирования. Авиакомпании посчитали все затраты, сравнили расход топлива с некурящими рейсами и поняли, что ежегодно тратят из-за курильщиков сотни тысяч долларов.

Как отреагировали курильщики?

Ну, летать они явно не перестали. Что интересно — 40% курильщиков поддержали запрет — с их слов, это помогало им курить меньше. Часть из них специально садилась на некурящие места, чтобы не курить хотя бы в полете.

Я не могу больше терпеть! Сигарету мне!

Теоретически, вы можете покурить, если летите грузовым, санитарным или военным рейсом. Там тоже нельзя, но внимания на это не обращают — никто же не видит! Запрет до сих пор нравится не всем, поэтому в сети можно найти кучу инструкций, как обхитрить датчики дыма и тайком покурить в кабинке туалета (делать так не нужно хотя бы из опасений довольно внушительного штрафа). Кстати, в некоторых кабинках до сих пор установлены пепельницы — если привычка возьмёт верх, курильщик бросит окурок хотя бы в пепельницу, а не в урну с бумажными полотенцами.

Ещё один вариант — договориться (за деньги) с экипажем, но такие исключения встречаются только на рейсах первого класса или чартерных перелётах. Во всех остальных случаях — это административный штраф. Ещё в 2015 в Казахстане он составлял 6 000 тенге, сегодня — уже 126 000 тенге. Это ещё немного! В Великобритании за курение на борту придётся заплатить 3 000 фунтов, в Японии — 5 000 долларов. Представьте, сколько пачек сигарет можно купить на эти деньги.

Поделиться
Поделиться
Скачай мобильное приложение Aviasales.kz
Более 103 000 оценок