30 мая 2019

Что делать, если ваш рейс задержали: разбираем по пунктам

aviasales
aviasales
Поделиться
Поделиться

Задержка рейса — это всегда неприятно. В лучшем случае придётся несколько часов сидеть в аэропорту и ждать посадки, в худшем — нарушатся все планы на поездку. Но есть и хорошие новости: пассажиры задержанных рейсов могут получить компенсацию от авиакомпании. Рассказываем, как отстоять свои права и на какие законы можно ссылаться, угрожая всех засудить.

В каком случае можно требовать компенсацию

Не все задержки рейсов равноценны — авиакомпании обязаны компенсировать только те неудобства, которые произошли по их вине. Например, опоздание из-за того, что самолёт не готов к вылету или что-то в нём сломалось — это вина перевозчика.

А вот на плохую погоду или проблемы аэропорта авиакомпания повлиять не может, поэтому и компенсацию платить не должна. Но всё равно может попытаться как-то скрасить ожидание пассажиров — если захочет, конечно.

Узнать причину задержки можно у представителя авиакомпании: он будет либо присутствовать в аэропорту (обычно представители есть у крупных компаний и работают в дневное время), либо ответит на горячей линии перевозчика.

Компенсация может быть разной — в зависимости от того, из какой страны вы летите и где зарегистрирована ваша авиакомпания-перевозчик. Разберём самые популярные варианты.

Что делать, если рейс задержали в Казахстане

Права казахстанских пассажиров защищает закон Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации». Задержкам посвящена статья 86 этого закона.

Всё это авиакомпания обязана делать бесплатно. Если она вдруг отказывается предоставлять эти услуги, то на неё можно пожаловаться —  в Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан и в Комитет гражданской авиации МИР РК. Но сначала стоит всё-таки обратиться на горячую линию перевозчика — он может решить эту проблему быстрее.

Что делать, если рейс задержали в России

Права пассажиров в России похожи на те, что полагаются в Казахстане:

Эти правила действуют на рейсах, которые вылетают из российских аэропортов или производятся российскими авиакомпаниями. Их исполнение регулируется несколькими законами:

А как дела в Европе?

Так как основная часть Европы — это ЕС, разбираться будем именно с их правилами. Кстати, конкретно в этом случае под Евросоюзом подразумевается не только 28 стран-участниц, а ещё и Исландия, Норвегия, Швейцария, Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Реюньон, Майотта, Сен-Мартен, Асориш, Мадейра и Канарские острова.

В Европе компенсации зависят от дальности полёта: чем больше расстояние, тем на большее время должны задержать рейс. Например, если маршрут меньше 1500 км, то напитки и еду можно получить при задержке всего на 2 часа, а если от 1500 до 3000 км — то если рейс опаздывает уже на 3 часа.

Зато если задержка превышает 5 часов, можно отказаться от полёта и получить полную компенсацию.

А если не откажетесь и всё-таки долетите своим или другим рейсом, то сможете претендовать на компенсацию от 125 до 600 евро — так что решайте сами.

В Европе ссылайтесь на статьи 4–9 регламента ЕС № 261/2004 (Flight Compensation Regulation 261/2004) и Монреальскую конвенцию (Montreal Convention).

США, Азия и Африка

Тут единых правил нет и многое зависит от условий договора с перевозчиком — читайте его внимательнее, как и отзывы об авиакомпании: так можно узнать о частых задержках рейсов и других проблемах авиакомпании до покупки билета.

Пассажирский «джокер» — вынужденный отказ

Вынужденный отказ — это возможность вернуть билет и получить его полную стоимость (даже если он был невозвратным), в случае задержки или отмены вылета.

Оформить возврат можно, даже если вы успели пообедать и переночевать в гостинице за счет перевозчика — он не вправе требовать с вас деньги.

Это право работает в России в любой ситуации, в Европе — после 5 часов ожидания, а в остальных странах зависит от местных законов и правил перевозчика.

Чтобы получить компенсацию за вынужденный возврат, нужно соблюсти несколько правил:

  1. Предупредите о возврате представителя авиакомпании. Иначе они посчитают, что вы просто не явились на рейс и ничего не вернут.
  2. Соберите доказательства задержки рейса — например, сфотографируйте табло вылетов в аэропорту (только так, чтобы статус вашего рейса был виден) или сделайте скриншот онлайн-табло на сайте аэропорта.
  3. Подайте заявление на вынужденный возврат — лично у представителя авиакомпании в аэропорту или на сайте перевозчика. Второй вариант лучше дополнить звонком в авиакомпанию — на случай, если ваше обращение потеряют.
  4. Дождитесь возврата денег. Это может занять от нескольких дней до пары месяцев — зависит от страны.

 

Поделиться
Поделиться
Скачай мобильное приложение Aviasales.kz
Более 103 000 оценок